Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
" Особенности проявления доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста " Никулина Янина Викторовна ГБДОУ детский сад №116 комбинированного вида Невского района г. Санкт-Петербурга Воспитатель. Человек живёт в коллективе, в обществе. Общественные условия жизни и коллективный труд вызывают постоянную необходимость взаимодействовать, общаться. Умения и навыки строить свои отношения с другими людьми являются составляющими основной ткани жизни человека. По словам Р. Рубинштейна, сердце человека всё соткано из его отношений к другим людям. С окружающими связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Наиболее сильные переживания и поступки индивида рождаются из межличностных отношений. Отношения к людям во многом определяет нравственную ценность человека и является центром духовно-нравственного становления личности. Взаимоотношения появляются и более всего развиваются в детском возрасте. Опыт этих отношений создаёт фундамент для дальнейшего развития личности ребёнка. Какой именно опыт общения приобретёт ребёнок, так и сформируются особенности его самосознания, его поведение, самочувствие среди людей, отношение к миру. Множество негативных явлений среди молодёжи, такие как: жестокость, повышенная агрессивность, отчуждённость, наблюдаемых в последнее время, имеют свои истоки именно в дошкольном детстве. Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть сами по себе в ответ на заботу и любовь, проявляемые по отношению к ним со стороны других людей. Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать так же. Этого мало. Пассивное воспитание примера не может создать у ребенка стремление к подражанию. Добрые чувства надо пробуждать. Именно поэтому, проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. И.С. Демина определяет доброжелательность как общее эмоционально-положительное отношение дошкольников к детям, желание заботиться о них, испытывать радость и удовлетворение от встречи с ними. В психолого-педагогической литературе можно найти доказательства внимательного отношения к проблеме воспитания доброжелательных отношений у дошкольников. Однако, редко кто, при организации воспитательного процесса в данном направлении, учитывает социометрический статус каждого ребёнка в отдельности. Доброжелательные отношения - продукт социально обусловленного содержания общения. Общение, будучи важнейшей социальной потребностью развивающейся личности, неотделимо от отношений. Их двусторонняя содержательная взаимосвязь подчеркивается в философских, психологических, педагогических работах. Общение и отношение - две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны явления. �Доброжелательность - отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра. Субъективно доброжелательность проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. С нравственной точки зрения доброжелательность является долгом человека. В доброжелательности подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства, но выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству� (Смирнова Е., Холмогорова). Доброжелательные отношения дошкольников представляют собой общую эмоционально-положительную направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками, проявляющуюся в умении сочувствовать, понимать состояние сверстников, в готовности оказывать помощь и вступать в сотрудничество в разнообразной совместной деятельности. Разные возрастные периоды характеризуются отличием между собой по новообразованиям в развитии, возможностям овладевать теми или иными знаниями и навыками. Межличностные отношения детей от 3 до7 лет проходят достаточно сложный путь возрастного развития, в котором можно выделить три этапа: Индифферентно-доброжелательные отношения к другому ребёнку в младшем дошкольном возрасте. Эти дети стремятся к эмоционально - практическому взаимодействию, легко решают проблемные ситуации в пользу других. В среднем возрасте резко возрастает эмоциональная вовлечённость в действия другого ребёнка. Успехи сверстников могут вызвать огорчение, а неудачи – нескрываемую радость. Перестройка проявляется в том, что дошкольник начинает относиться к самому себе через другого ребёнка. В этом отношении другой ребёнок становится предметом постоянного сравнения с собой. Появляются многочисленные конфликты, хвастовство, демонстративность и т.п. К концу дошкольного возраста возникает личностное начало в отношении детей к себе и другому. Ребята этого возраста внимательно наблюдают за действиями сверстников, в которые включаются эмоционально. Старшие дошкольники могут объединяться в противостоянии взрослому (тогда как дети 4-5 лет осуждали сверстника вслед за взрослым). Каждый ребёнок, начиная с рождения, попадает в социум. Именно непосредственное окружение его (родители, родственники и пр.) оказывает влияние на развитие умения общаться, принимать и понимать окружающих, воспитывает определённую манеру поведения. Приход ребенка в дошкольное учреждение и включение его в группу сверстников существенно меняют социальную ситуацию его развития, которое до этого в основном определялось связями: ребенок - взрослый. Теперь эти связи дополняются отношениями ребенок - сверстник. Вне этих связей уже невозможно рассмотреть формирование личности ребенка в период дошкольного детства (Панько Е.А., 2007). В детском саду дошкольники все больше расширяют свой опыт взаимодействия со сверстниками. Дети являются не только партнерами по играм и другим видам совместной деятельности, но и партнерами по личностно значимому для них общению друг с другом. На протяжении дошкольного детства дети становятся более разборчивыми по отношению к тем, с кем они общаются. Если в 3-4 года малыши довольно легко меняют друзей по общению, то уже с 6-7 лет они предпочитают иметь одних и тех же конкретных друзей, даже если это порой не нравится взрослым (Репина Т.А., 1978). Происходит и групповая дифференциация. В садовых группах выделяются лидеры, которые умеет привлечь к себе внимание и симпатии, и умеют организовать деятельность других детей. Важными показателями при диагностике является: выделение звезд, предпочитаемых и отверженных детей, постоянство статуса групповой иерархии. Уже в процессе наблюдения за повседневным общением детей можно выявить, кто пользуется популярностью у сверстников. Этих дошкольников постоянно приглашают в общие игры и дела, проявляют к ним симпатию, выражают стремление к общению. Для других детей ситуация взаимоотношений со сверстниками в группе складывается недостаточно благоприятно. Менее предпочитаемые дошкольники часто играют в одиночку, их неохотно приглашают в общие игры, предлагают второстепенные, неинтересные, пассивные роли, не прислушиваются к их мнению. Это свидетельствует о том, что положение данных детей в системе межличностных отношений складывается неудовлетворительно для их социально-личностного развития. По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится более важным их отношение к нему (Урунтаева Г.А., 1995). Дальнейшее развитие совместной деятельности и образование детского общества приводят к тому, что одним из действенных мотивов поведения становится завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии. Особенно дети стараются завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе. По сравнению с группой школьников, дошкольную группу нельзя назвать коллективом в полном смысле этого слова, но она имеет определенные преимущества. В различных видах совместной деятельности здесь в гораздо большей степени, чем в школе, возможно объединение детей по собственному желанию и установление избирательного длительного и интимного общения. Группу дошкольников можно назвать целостным образованием, �развивающимся социальным организмом�, так как она выражена единой функциональной системой со своей структурой и динамикой. Таким образом, формируется социометрический статус старшего дошкольника. Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами (Давыдов В.В., 1983). Элементы социометрической структуры - это личности, члены группы. Принято говорить о положительном и отрицательном статусе, так как личность может влиять на других двояко: либо положительно, либо отрицательно. Холмогорова В.М. и Смирнова Е.О. выделяют следующие типы социометрического статуса: Популярные (�звезды�) – внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети; Лидеры – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами; Предпочитаемые – дети, с которыми достаточное количество детей хотело дружить; Пренебрегаемые – этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении часто болеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу; Изолированные – дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне менее привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям. Дети с низким социометрическим статусом имеют неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Они испытывают затруднения в общении, редко проявляют инициативу, поведение – приневротического характера, с явными признаками дизадаптации. Им свойственна неуверенность, боязливость, минимальная самореализация. Низкий социометрический статус дошкольников оказывает влияние на все сферы психики детей: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что эти дети относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности. Причиной низкого социометрического статуса может быть отвержение, неприятие родителями, особенно матерью ребенка. Такие взаимоотношения вызывают у него неудовлетворенность потребности в любви, ласке и защите. Детский низкий социометрический статус может быть следствием и симбиотических отношений с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Ребёнок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится, вследствие того, что она �привязывает� его к себе, предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. Низкий социометрический статус ребенка может порождаться страхом отступления от норм и правил, устанавливаемых взрослыми в случаях, когда воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребёнок не в силах справиться или справляется с трудом. В результате может появиться боязнь не справиться, сделать не так, как нужно. Зачастую родители культивируют �правильность� поведения: отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. Определённую роль в формировании низкого социометрического статуса дошкольника могут сыграть особенности взаимодействия педагога с ребёнком, превалирование авторитарного стиля общения или непоследовательность требований и оценок. В целом этот фактор является проявлением неблагополучия личности (Лисина М.И.). Наличие общей цели, путь к которой предполагает достижение промежуточных результатов, которые, в свою очередь, складываются из результата каждого ребёнка. Свободное проявление активности и инициатив каждым ребёнком. Преобладающий тип отношений данной деятельности: �ребёнок-ребёнок�. Основная часть времени, отведённого на данную деятельность, затрачивается на активное самостоятельное общение детей. Таким образом, формирование положительных взаимоотношений проходит под руководством взрослого через специально созданные разнообразные условия. В старшем дошкольном возрасте большое значение имеет положительная оценка педагога. Однако педагоги не учитывают при этом социометрический статус ребёнка. И изменяя условия, выстраивая свою работу с учётом принадлежности детей к разным социальным группам, воспитатель может влиять на формирование положительных взаимоотношений. Доброжелательные отношения между людьми всегда имели важное значение, на что указывали многие учёные-исследователи, в том числе и философы. Формированию дружеских взаимоотношений именно с дошкольного возраста уделяют внимание многие отечественные педагоги и психологи. Эта проблема на современном этапе остаётся актуальной и имеет важное значение в межличностном развитии дошкольников. У детей старшего дошкольного возраста, в отличие от младшего, происходит интенсивное развитие психических процессов, � которые создают основу для формирования доброжелательных и дружеских взаимоотношений со сверстниками. Существующие типы социометрического статуса дошкольника оказывают непосредственное влияние на формирование его самооценки и положение среди сверстников. Ключевой особенностью социометрического статуса ребенка дошкольного возраста является тот факт, что то или иное положение ребенка в системе личных взаимоотношений не только зависит от определенных качеств его личности, но, в свою очередь, способствует выработке этих качеств. В силу глубоких преобразований, которые происходят в старшем дошкольном возрасте по мере включения ребенка в социальное окружение, этот возраст можно рассматривать как начальный период образования личности, когда впервые создается набор основных свойств, определяющих статус ребенка в группе. Социометрический статус характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена группы. Большое влияние на статусное место ребенка в группе имеет отношение к нему воспитателя. Дети с высоким социометрическим статусом более социально-адаптированы, имеют значительно более высокие показатели социального интеллекта в сравнении с детьми, имеющими низкий социометрический статус. Дети с низким социометрическим статусом относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности. Педагоги дошкольных учреждений создают специальные условия для формирования положительных взаимоотношений у детей – дошкольников, однако воспитателям следует учитывать существенный признак, а именно социометрический статус ребёнка, что в конечном Список литературы: взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Михайлова З.А. План-программа педагогического процесса в детском саду. Межличностные отношения ребёнка от рождения до 7 лет. / Под ред. Е.О. Смирновой Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр �Академия� Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. В.Г. Нечаевой Никитин Ю. Э. Учим общаться. - Екатеринбург Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. 6

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»